День рождения Михаила Саакашвили, пикет в поддержку «Чорноморських новин», страсти по бюджету-2016, обсуждение газовых тарифов и многое другое – третья сессия Одесского облсовета VII созыва была богата событиями и эмоциями.
Нынешняя сессия совпала с 48-м Днем рождения губернатора Одесчины Михаила Саакашвили. Правда, в сессионном зале именинник отсутствовал ( он был приглашен Президентом Польши Анджеем Дудой в Варшаву на конференцию, посвященную памяти экс-главы этого государства Леха Качинского). Подарок виновнику торжества (Конституцию Украины в подарочном издании с подписями всех депутатов нынешнего созыва) передадут через первого замгубернатора Владимира Жмака. Наверное, не меньшим подарком для главы ОГА стало принятие на сессии ряда программных документов, разработанных в стенах облгосадминистрации ( в частности, Стратегии экономического и социального развития Одесчины до 2020-го года). Впрочем, прежде чем перейти к рассмотрению повестки дня, депутаты заслушали еще несколько сообщений.
Как информировал председатель областного совета Анатолий Урбанский, в промежутке между 2-й и 3-й сессиями была создана депутатская группа «За развитие северных районов Одесчины». Объединение из шести депутатов возглавил Анатолий Артеменко.
Кроме того, с сессионной трибуны было зачитано обращение участников пикета под стенами админздания на проспекте Шевченко, 4. Речь шла о финансировании одного из старейших изданий региона и страны – украиноязычной газеты «Чорноморські новини». Пикетирующие напоминали о необходимости «повышения авторитета украинского государства» и «объединения вокруг государственной идеи», подчеркивали, что украинцы являются в стране титульной нацией, а сокращение финансирования в проекте бюджета называли «недосмотром». Ситуацию поспешил разрядить глава облсовета Анатолий Урбанский. Он сообщил, что предварительно на поддержку «Чорноморських новини» в областном бюджете было запланировано 300 тысяч гривен, но в начале следующего года эту цифру увеличат вдвое. Таким образом, общая сумма составит 600 тысяч гривен (на 100 тысяч больше, чем в текущем году).
Что касается различных программных документов ( и изменений к ним) , то вполне ожидаемой стала дискуссия вокруг Стратегии экономического и социального развития Одесской области до 2020-го года. Противники утверждали, что она состоит из одних общих фраз. Сторонники говорили, что речь пока идет о выработке общих направлений, а план конкретных мероприятий будет представлен уже в начале следующего года. Ситуацию обострял тот факт, что до сегодняшнего дня подобные Стратегии не были приняты лишь в двух областях Украины (Одесской и Тернопольской), а без них нельзя рассчитывать на выделение средств из Государственного Фонда регионального развития. После продолжительной дискуссии проект решения все же был утвержден (56 голосов «за»).
Весьма актуально выглядели положения Программы энергоэффективности Одесчины на 2016-2018 годы. По словам Татьяны Марченко, в.и.о. директора «жилищного» департамента ОГА, среди основных целей Программы: уменьшение (за три года) потребления газа на 20%, установка счетчиков тепловой энергии, модернизация существующих котелен, избавление от устаревшего (свыше 30 лет) оборудования и – в конченом итоге – снижение тарифов на услуги теплоснабжения. Этот документ поддержали 69 депутатов.
В ходе обсуждения многих программ не раз всплывали претензии к профильным подразделениям облгосадминистрации относительно поздно представленных на рассмотрение материалов или допущенных фактических ошибок. Директор департамента финансов ОГА и депутат облсовета Марина Зинченко объясняла ситуацию ликвидацией и реорганизацией ряда структур ОГА. Процесс как раз завершается, поэтому Марина Анатольевна выразила надежду, что «притирка» с новым депутатским созывом пройдет успешно.
Определенные недочеты в работе признала и советник губернатора Мария Гайдар. Презентуя программы «Защита и забота» и поддержки малообеспеченных слоев населения она обещала в дальнейшем организовать более плотное обсуждение на постоянных комиссиях. В то же время Мария Егоровна призвала и самих депутатов облсовета быть дисциплинированнее и воздержаться от «поучительного тона». Одновременно она выразила готовность идти навстречу разумным замечаниям. Например, с подачи депутатов было зафиксировано предложение о сотрудничестве с общественными организациями и «конкуретном подходе при использовании средств».
Часть изменений, внесенных в региональные программы, была практически номинальной ( реорганизовывался департамент ОГА – менялось название распорядителя средств и исполнителя). Часть была связана с задержкой финансирования в 2015-м году и переносом небольшим сумм на 2016 (как пример – Программа сохранения и возобновления водных ресурсов в бассейне Куяльницкого лимана). Обычно такие пункты повестки дня вопросов не вызывали. А вот там, где речь шла о серьезных финансах – дискуссия становилась достаточно жесткой. В конце концов, даже не всем представителям депутатского корпуса это было по душе. «Мы не должны работать только в формате критики, наша задача – направить работу в область конструктива», – так сформулировал эту точку зрения Дмитрий Чапир.
Наиболее показательным в плане замечаний и предложений стало, конечно же, обсуждение областного бюджета на 2016-й год. Этот документ еще будет подлежать корректировке, ведь он формировался на основании Бюджетного и Налогового кодексов действующих сегодня. Однако общая картина вырисовывается следующая.
– Объем областного бюджета составляет 2,8 млрд. гривен, – заявила директор Департамента финансов ОГА Марина Зинченко. – Доходно-расходная часть сформирована на основании действующего законодательства, межбюджетные трансферты – на уровне 2015 года. При этом собственные источники облбюджета в виде налогов и сборов составляет 1,1 млрд. гривен (т.е. 41% от общего объема бюджета). Собственный ресурс складывается из 23-х налогов и платежей, основным из которых (75% от общего фонда) является налог на доходы физических лиц – 720 млн.
Чтобы понять социальную значимость областного бюджета, необходимо подчеркнуть: это содержание 182 областных учреждений , поддержка 18 коммунальных предприятий , зарплата 30 тысяч «бюджетников», работающих в сфере медицины, образования, культуры и т.д, ряд программных культурных мероприятий и инвестиционные расходы на социально-экономическое развитие.
Кроме того, как подчеркнула Марина Зинченко: «Нынешний бюджет в своем формате – путь к дальнейшей децентрализации». Финансовая поддержка объединенных громад (из бюджета развития + прямые государственные субвенции) должна показать, что такой путь продиктован не только политической, но и экономической целесообразностью.
Вряд ли будет разумным перечислять в этой статье все «околобюджетные» дискуссии, но мы остановимся на наиболее острых.
Спор о финансировании из бюджета развития южных и северных регионов Одесчины не тянул на гражданскую войну между северными и южными штатами США, однако был достаточно ожесточенным. Представители Оппозиционного Блока открыто упрекали главу областного совета Анатолия Урбанского в лоббировании родного ему Измаила и Измаильского района (60 млн. из 264 млн. бюджета развития). Ответом на эти упреки стал анализ распределения бюджета развития за предыдущие 8 лет. Совсем недавно закончилось действие программы стабильного развития северных районов Одесчины. Под нее выделялись миллионные суммы на развитие социальной сферы. В то же время Бессарабия и Придунавье оставались без внимания. Теперь настал их черед. Это уже не говоря о политической составляющей и необходимости поддержки со стороны государства.
Еще одним дорогостоящим (а оттого обсуждаемым) пунктом стало выделение 40 млн. гривен на дамбу Хаджибеевского лимана (противоаварийные работы). Да, в случае ее прорыва пострадает прежде всего Одесса, однако проблема является общеобластной. Тем более, что городские власти уже финансируют разработку проектно-сметной документации и есть надежда на привлечение государственных средств.
100 млн. предусмотрено в областном бюджете на ремонт многострадальной трассы М-15 (Одесса-Рени). Мало того, что это значительная сумма, так еще и прецедент – из областного бюджета финансируется ремонт трассы государственного значения. Депутат Владислав Финик даже предложил распределить эту сумму между другими дорогами региона, нуждающимися в ремонте, а М-15 оставить на совести государства. Однако это предложение не набрало нужного количества голосов. А вот к предложению Евгении Абрамовой депутатский корпус прислушался. Поскольку 100 «областных» млн. для ремонта недостаточно и являются частью проекта софинансирования, их предложили зарезервировать и начинать тратить только в случае поступления обещанных средств – из госбюджета. Кроме того, вновь стал вопрос о работе Одесской таможни и отчислениях на ремонт трассы. Как отметил зампредседателя областного совета Юрий Димчогло, во Львовской области такой эксперимент протекает достаточно успешно, а вот Одесчина пока не может похвалиться результатами. Откликаясь на предложение депутатов, Анатолий Урбанский пообещал передать приглашение главе Одесской таможни Юлии Марушевской и попросить ее рассказать на следующей сессии о перспективах наполнения областного бюджета.
Было и множество других замечаний – вплоть до критики коммунальных предприятий, расходы на содержание которых значительно превышают получаемые доходы. Проблема состоит в том, что по факту многие из таких КП занимаются хозяйственной деятельностью по минимуму, являясь по сути коммунальными учреждениями. Например, админздание на проспекте Шевченко не предоставляет свои офисы в аренду коммерческим организациям, поэтому говорить о какой-то прибыли проблематично. Впрочем, это не повод отказываться от контроля за деятельностью КП, так что в ближайшее время их ожидает еще одна инвентаризация.
Свое выступление, посвященное бюджету-2016, Марина Зинченко закончила почти поэтически: «Говорят, самая темная ночь бывает перед рассветом. Сегодня 21 декабря – самый короткий световой день. Принимая этот бюджет, будем считать символичным, что мы движемся к рассвету».
Завершение третьей сессии областного совета VII созыва ознаменовалось двумя политическими заявлениями. Первый зампредседателя областного совета Олег Радковский от имени своей политической силы (Батьківщина) жестко раскритиковал деятельность правительства во главе с Арсением Яценюком. По итогам года работы (рост тарифов, напряженная социальная ситуация) Верховной Раде предлагалось рассмотреть вопрос об отставке. Кстати, ряд областных советов (Черкасский, Сумской, Кировоградский, Ровенский) подобное обращение уже поддержали. Выступление Олега Владимировича было эмоциональным, но нужного количества голосов все-таки не набрало. Зато депутаты поддержали своего коллегу Дмитрия Чапира из «Доверяй делам». Речь шла все о том же, наболевшем – тарифах на газ, но в более конкретно-бытовой плоскости. Обращение к Кабмину и Национальной комиссии, занимающейся госрегулированием в сферах энергетики и коммунальных услуг, будет полностью опубликовано в газете «Одесские известия». Суть же его состоит в следующем. По ныне действующим нормам в период с 1 октября по 30 апреля население платит: до 200 кубов газа в месяц – 3,6 гривни за кубометр, свыше – 7,188 гривен. В то же время минимальный расход газа жителями сельской местности в отопительный сезон составляет 400-500 м³. Неподъемные тарифы ставят людей на грань выживания. В этой связи депутаты предлагают «поднять планку» льготного газопотребления до 400 кубометров в месяц , а по 7,188 гривен оплачивать все сверх «лимита». С этой точкой зрения большинство депутатов были согласны.
Так бурно проходила третья сессия областного совета VII созыва. Во всяком случае, депутаты продемонстрировали неравнодушие и готовность тщательно вникать во все предлагаемые им вопросы. О результатах говорить пока рано, но начало – многообещающее.